В каких случаях товары и услуги, приобретенные для хозяйственной деятельности без НДС, включаются в строки 11.1 и 11.2 декларации по НДС? Следует ли отражать эти операции в Реестре выданных и полученных налоговых накладных?

В каких случаях товары и услуги, приобретенные для хозяйственной деятельности без НДС, включаются в строки 11.1 и 11.2 декларации по НДС?
Следует ли отражать эти операции в Реестре выданных и полученных налоговых накладных?


В соответствии с п. 4.1 Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 25.11.2011 г. № 1492, в раздел II «Налоговый кредит» (строки 10 – 15 декларации) включаются объемы приобретения (изготовления, строительства, сооружения, создания) с налогом на добавленную стоимость или без налога на добавленную стоимость товаров/услуг, необоротных активов на таможенной территории Украины, импортированных товаров, необоротных активов, полученных от нерезидента на таможенной территории Украины услуг, с целью их дальнейшего использования в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога, отдельно по направлениям использования (осуществления операций, подлежащих налогообложению, освобожденных от налогообложения, не являющихся объектом налогообложения).

Строка 11 декларации по НДС носит название «Приобретение (изготовление, строительство, сооружение, создание) без налога на добавленную стоимость на таможенной территории Украины товаров/услуг и необоротных активов с целью их использования в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога для осуществления операций, которые»:

(строка 11.1) «подлежат налогообложению по основной ставке и нулевой ставке»;

(строка 11.2) «не являются объектом налогообложения (статья 196 раздела V Кодекса), и/или освобождены от налогообложения (статья 197 раздела V Кодекса, подраздел 2 раздела XX Кодекса, международные договоры (соглашения)), и/или не облагаются налогом (поставка услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено в соответствии с пунктами 186.2, 186.3 статьи 186 раздела V Кодекса за пределами таможенной территории Украины)».

Поэтому если предприятие осуществляет исключительно облагаемые НДС поставки, то все товары или услуги, приобретенные без НДС (не имеет значения, по какой причине – то ли поставщик является неплательщиком НДС, то ли такая операция не облагается НДС согласно законодательству), следует отражать по строке 11.1 декларации. Например, если физическое лицо – неплательщик НДС предоставляло предприятию услуги по продвижению сайта в поисковых системах, то стоимость таких услуг по дате первого из событий следует отразить по строке 11.1 декларации.

Если у предприятия появятся продажи товаров/услуг, не облагаемые НДС, то объемы приобретенных товаров/услуг без НДС для осуществления таких поставок следовало бы отразить по строке 11.2 декларации. Например, предприятие, торгующее канцтоварами, решило продавать школьные тетради, поставки которых освобождены от налогообложения согласно пп. 197.1.25 НКУ. В таком случае сумма приобретения тетрадей по дате первого из событий отражается по строке 11.2 декларации. В данной строке следует отразить иные товары/услуги, покупка которых имеет отношение к осуществлению поставок тетрадей.

В Реестре выданных и полученных налоговых накладных операции по покупке товаров/услуг без НДС также отражаются. Пункт 10.4 Порядка ведения реестра налоговых накладных, утвержденного приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002, гласит:

«Учет приобретенных товаров/услуг на таможенной территории Украины у лиц, не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость, ведется на основании документов, удостоверяющих поставку таких товаров/услуг».

При этом согласно п. 11.1 Порядка № 1002 в графе 1 раздела II Реестра следует указывать номер записи документа, удостоверяющего факт приобретения товаров. Номер записи переносится на такой документ. В разделе II Реестра в графах 2, 3, 4 указывается дата получения документа и другие соответствующие реквизиты, в графе 7 «индивидуальный налоговый номер» отражается условный ИНН «400000000000», в графах 10, 12, 14 и 16 раздела II Реестра проставляются нули.

В графе 5 «Вид документа» раздела II Реестра нужно указать «НП» – документ, удостоверяющий приобретение товаров/услуг на таможенной территории Украины у лиц, которые не зарегистрированы плательщиками налога на добавленную стоимость.

Если же приобретается товар/услуга без НДС у лица, которое зарегистрировано плательщиком НДС, то в графе 5 следует отразить код документа «ПН», если отсутствие НДС обусловлено льготой, установленной ст. 197 или «Переходными положениями» НКУ.

Если продавец – плательщик НДС осуществил поставку, которая не облагается НДС, поскольку не является объектом обложения (ст. 196 НКУ), то в данном случае специальный код вида документа, на основании которого формируется налоговый кредит, Порядком № 1002 не установлен. Поскольку на такие поставки налоговая накладная не составляется, у покупателя имеется только первичный документ, подтверждающий дату первого из событий по приобретению товаров/услуг. Вот его реквизиты с кодом «БО» предлагает указывать налоговая служба (письмо ГНАУ от 25.10.2011 г. № 4261/6/15-3415-04).

В проекте приказа Минфина, которым будет утвержден новый Порядок ведения реестра налоговых накладных, размещенном на официальном сайте ГНСУ, упущение относительно отсутствия в разделе II Реестра такого вида документа, как «БО», уже устранено: п. 2.4 раздела IV нового Порядка содержит вид документа «БО», с указанием которого будут также отражаться не только приобретение товаров/услуг, которые не являются объектом обложения НДС, но и корректировки налогового кредита на основании бухгалтерской справки.

Leave a Reply